|
|
|
|
|
В ПОИСКАХ АБСОЛЮТА
Давным-давно жил на свете один философ, который решил во что бы то ни стало выяснить, почему существует нечто, а не ничто. Он перечитал все книги по философии, которые когда-либо были написаны, но ни в одной из них не нашел убедительного ответа на мучивший его вопрос. Тогда он принялся за теологию. С кем он только ни беседовал: и со священнослужителями, и с учеными теологами, но никто из них не смог вразумительно объяснить, почему существует нечто, а не ничто. Разочаровавшись в мудрости Запада, наш философ с надеждой обратил свой взор на Восток. Около двенадцати лет провел он в странствиях по Индии и Тибету, беседовал со множеством гуру, но и те не знали, почему существует нечто, а не ничто. Нашему философу не оставалось ничего другого, как отправиться в Китай и в Японию и провести еще долгих двенадцать лет в попытках постичь мудрость Дао и дзен-буддизма. Наконец, после долгих и безуспешных поисков ему удалось набрести на одного дряхлого старца, возлежавшего на смертном одре, который перед самой кончиной сказал:
- Сын мой! Мне неведомо, почему существует нечто, а не ничто. Единственное место на свете, где знают ответ на твой несомненно важный вопрос, - остров Ваал. Один из высших жрецов храма Ваала посвящен в эту великую тайну.
- A где находится остров Ваал? - спросил, сгорая от нетерпения, философ.
- Увы, - последовал ответ, - этого я тоже не знаю.
Более того, за всю свою долгую жизнь я не встретил ни одного человека,
который бы побывал на острове Ваал. Мне известно лишь то место в океане,
где находится целый архипелаг островов, не отмеченных даже и в самой подробной
лоции. На одном из этих островов хранится вычерченная кем-то от руки карта,
на которой проложен курс к острову Ваал. К сожалению, не могу тебе сказать,
на каком острове хранится карта. Знаю только, что называется тот остров
Майя. Еще мне доподлинно известно, что архипелаг тот населен рыцарями,
говорящими только правду, и лжецами, которые всегда лгут. Задавая вопрос
жителям любого острова из числа входящих в архипелаг, следует держать ухо
востро!
Таков был наиболее существенный результат более
чем двадцатичетырехлетних непрестанных поисков! Но наш философ не впал
в уныние. Пользуясь наставлениями мудрого старца, он добрался до архипелага,
затерянного в бескрайних просторах океана, и принялся систематически обследовать
остров за островом в надежде, что ему удастся найти остров Майя.
На первом острове нашему философу повстречались два коренных жителя A и B, заявивших:
A: B - рыцарь, и этот остров называется Майя.
B: A - лжец, и этот остров называется Майя.
Можно ли утверждать, что первый остров действительно
называется Майя?
Два коренных жителя A и B этого острова заявили:
A: Мы оба лжецы, и этот остров называется Майя.
B: Что правда, то правда.
Можно ли утверждать, что второй остров действительно называется Майя?
Коренные жители A и B этого острова заявили:
A: По крайней мере один из нас лжец, и этот остров
называется Майя.
B: Совершенно верно!
Можно ли утверждать, что третий остров действительно называется Майя?
Два коренных жителя A и B этого острова заявили:
A: Мы оба лжецы, и этот остров называется Майя.
B: По крайней мере один из нас лжец, и этот остров
не Майя.
Можно ли утверждать, что четвертый остров действительно называется Майя?
Коренные жители A и B этого острова заявили:
A: Мы оба лжецы, и этот остров называется Майя.
B: По крайней мере один из нас рыцарь, и этот
остров не Майя.
Можно ли утверждать, что пятый остров действительно
называется Майя?
Два обитателя A и B этого острова заявили:
A: Либо B - рыцарь, либо этот остров называется
Майя.
B: Либо A - лжец, либо этот остров называется
Майя.
Можно ли утверждать, что этот остров действительно
называется Майя?
Долго ли, коротко ли, но наш философ сумел-таки
разыскать остров Майя. Впрочем, радость его была преждевременной: найти
карту с прокладкой курса на остров Ваал оказалось не так просто, как он
ожидал. Пришлось обратиться к верховному жрецу острова Майя. Выслушав философа,
жрец ввел его в обширную комнату, посреди которой на столе были разложены
три карты X, Y и Z. Жрец пояснил, что только одна карта позволяет найти
остров Ваал, на двух остальных проложенные курсы ведут к островам демонов
и что всякий, кто ступит на остров демонов, тотчас же обращается в ничто.
Философу предстояло выбрать одну из трех карт.
В комнате, куда жрец ввел философа, находилось
пятеро колдунов: A, B, C, D и E. Каждый из колдунов был либо рыцарем, либо
лжецом, и каждый дал философу совет.
A: X - правильная карта.
B: Y - правильная карта.
C: Неверно, что A и B - оба лжецы.
D: Либо A - лжец, либо B - рыцарь.
E: Либо я лжец, либо C и D однотипны (либо оба
рыцари, либо оба лжецы).
Какая из карт X, Y и Z правильная?
ОСТРОВ ВААЛ
Из всех островов рыцарей и лжецов остров Ваал - самый необычайный и достопримечательный. Он населен людьми и обезьянами. Обезьяны говорят человеческим языком, причем весьма бегло. Каждая обезьяна, как и каждый человек, - либо рыцарь, либо лжец.
В самом центре острова стоит капище Ваала - один из самых замечательных храмов мира. Все высшие жрецы обладают глубочайшими познаниями в метафизике, а во Внутреннем святилище храма один из жрецов, по слухам, знает ответ на глубочайшую тайну Вселенной: почему существует нечто, а не ничто.
Стремящимся приобщиться к Священному Знанию разрешается войти во Внутреннее святилище, если они сумеют с честью выдержать три тура испытаний. Я сумел украдкой выведать все тайны жрецов: чтобы проникнуть в храм Ваала, мне пришлось загримироваться под обезьяну! Должен сказать, что я рисковал не на шутку. Трудно даже представить себе, какому наказанию подвергли бы служители Ваала пришельца, дерзнувшего обманом проникнуть в святая святых храма. Они не просто обратили бы злоумышленника в ничто, а изменили бы законы Вселенной так, чтобы он никогда не мог бы возродиться и в будущем!
Но вернемся к нашему повествованию. Выбрав правильную карту, наш философ благополучно добрался до острова Ваал и согласился подвергнуть себя испытаниям. Первый тур испытаний проводился в течение трех дней в огромном помещении, известном под названием Наружного святилища. В центре святилища на золотом троне восседала закутанная в драгоценное покрывало фигура: то ли человек, то ли обезьяна, то ли рыцарь, то ли лжец. Таинственная фигура изрекала одно-единственное заклинание, по которому философ должен был определить, кто сидел на троне (человек или обезьяна) и кем он был (рыцарем или лжецам).
Сидящий на троне произнес заклинание: "Я либо лжец, либо обезьяна".
Кто он?
Сидящий на троне произнес заклинание: "Я лжец и обезьяна".
Кто он?
Сидящий на троне произнес заклинание: "Не верно, что я обезьяна и рыцарь".
Кто он?
A: По крайней мере один из нас обезьяна.
B: По крайней мере один из нас лжец.
Кто такие A и B?
A: Мы оба обезьяны.
B: Мы оба лжецы.
Кто такие A и B?
A: B - лжец и обезьяна. Я человек.
B: A - рыцарь.
Кто такие A и B?
Наш философ успешно выдержал все три испытания второго тура и был допущен к третьему туру, состоявшему из одного-единственного, хотя и сложного испытания.
A: X - дверь, ведущая во Внутреннее святилище.
B: По крайней мере одна из дверей Y и Z ведет
во Внутреннее святилище.
C: A и B - рыцари.
D: Обе двери X и Y ведут во Внутреннее святилище.
E: Обе двери X и Y ведут во Внутреннее святилище.
F: Либо D, либо E - рыцарь.
G: Если C - рыцарь, то F - рыцарь.
H: Если G и я сам - рыцари, то A - рыцарь.
Какую дверь следует выбрать философу?
Наш философ сумел выбрать нужную дверь и благополучно
очутился во Внутреннем святилище. Там на двух тронах, усыпанных бриллиантами,
восседали два величайших жреца (более великих жрецов не было в целом мире!).
Возможно, что одному из них был известен ответ на Вопрос Вопросов: "Почему
существует нечто, а не ничто?"
Нужно ли говорить, что каждый из двух великих
жрецов был либо рыцарем, либо лжецом (были ли жрецы людьми или обезьянами
- не существенно). Поэтому мы не можем сказать заранее о каждом из жрецов,
рыцарь он или лжец и знает ли он ответ на Вопрос Вопросов. При виде философа
жрецы произнесли следующие заклинания.
Первый жрец. Я лжец и не знаю, почему существует
нечто, а не ничто.
Второй жрец. Я рыцарь и не знаю, почему существует
нечто, а не ничто.
Знал ли в действительности кто-нибудь из жрецов,
почему существует нечто, а не ничто?
Сейчас вы наконец узнаете правильный ответ на Вопрос Вопросов.
Одному из двух жрецов был известен правильный
ответ на Вопрос Вопросов, и, когда философ спросил у него: "Почему существует
нечто, а не ничто?" - он ответил так: "Существует нечто, а не ничто".
Какое поразительное заключение следует из такого
ответа?
|
|
|
|
|